Положение о Президиуме Арбитражного суда Свердловской области

ПОЛОЖЕНИЕ

о Президиуме Арбитражного суда Свердловской области

Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и определяет порядок работы Президиума Арбитражного суда Свердловской области.

1. Общие положения

1.1.   В соответствии со статьей 37 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в Арбитражном суде Свердловской области (далее - суд) действует Президиум (далее - Президиум).

1.2.    В своей работе Президиум руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, иными актами Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, действующими постановлениями Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Регламентом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, настоящим Положением, приказами и распоряжениями председателя Арбитражного суда Свердловской области.

2. Состав президиума

2.1.      Президиум действует в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей.

2.2.   Судьи, входящие в состав Президиума, утверждаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя арбитражного суда.

3. Полномочия Президиума

3.1. Президиум:

3.1.1. утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов суда;

3.1.2. рассматривает вопросы судебной практики;

3.1.3. рассматривает другие вопросы, в том числе вопросы организации работы суда.

4. Направления деятельности Президиума

4.1. Заседания Президиума, как правило, проводятся по следующим направлениям:

1)  рассмотрение индивидуальных вопросов (присвоение классов, назначение на должность председателя состава, рассмотрение вопросов о работе судьи и т.д.);

2) обсуждение ежемесячных статистических показателей:

-  по соблюдению процессуальных сроков;

-  по анализу качества работы судей;

3) обсуждение вопросов правоприменения и иных результатов работы суда.

4.2. В целях качественного принятия решений заседания Президиума суда проводятся по каждому направлению отдельно.

5. Порядок организации работы Президиума

5.1. Организационное, документальное и информационное обеспечение работы Президиума осуществляет секретарь Президиума - руководитель секретариата председателя суда.

5.2. График проведения заседаний Президиума (с указанием даты опубликования повестки заседания, даты представления документов и материалов, подлежащих обсуждению на заседании, а также даты проведения рабочих совещаний с заместителями председателя суда) размещается секретарем Президиума на внутреннем портале суда и вносится в электронный «Календарь мероприятий».

5.3. Утвержденная председателем суда повестка дня заседания Президиума направляется секретарем Президиума членам Президиума и ответственным исполнителям в электронной форме и размещается на внутреннем портале суда заблаговременно до даты проведения заседания с учетом разумного времени на подготовку необходимых материалов и заключений.

5.4. Лица, участие которых в заседании Президиума признано необходимым председателем суда, извещаются секретарем президиума заблаговременно.

6. Подготовка к заседаниям Президиума

6.1. С целью обеспечения работы и достижения надлежащего качества принимаемых решений на заседании Президиума суда по обсуждению ежемесячных статистических показателей анализируются документы и материалы, которые предоставляются в следующем порядке:

6.1.1. Отдел информатизации и судебной статистики составляет справку об основных статистических показателях работы Арбитражного суда Свердловской области (к заседанию Президиума по обсуждению процессуальных сроков - Приложение № 1 к настоящему Положению, к заседанию Президиума по обсуждению качества работы судей - Приложение №2 к настоящему Положению).

6.1.2. К заседанию Президиума по обсуждению соблюдения судьями процессуальных сроков руководитель секретариата председателя суда по результатам анализа представленных статистических показателей выявляет судебные составы, показатели которых выше средних показателей и составляет соответствующую справку.

Данная справка направляется председателям составов, показатели которых выше средних показателей по суду, которые не позднее следующего дня предоставляют председателям соответствующих коллегий сведения о судьях, за счет которых ухудшились показатели, причинах отклонений и мерах по улучшению показателей (Приложение №3 - Памятка).

Председатели коллегий не позднее дня следующего за днем представления сведений председателями составов, представляют председателю суда обобщенную справку.

6.1.3. На заседании Президиума по качеству озвучиваются статистические показатели работы суда, представленные отделом информатизации и судебной статистики в соответствии с п. 6.1.1. настоящего Положения.

Председатели коллегий по результатам анализа представленных статистических показателей представляют справку по судебным составам, показатели которых выше средних по суду, выявляют судей, за счет показателей которых ухудшилась статистика, причины отклонений и предлагает меры по улучшению показателей.

Отдел анализа и обобщения судебной практики по результатам анализа судебных актов, прошедших пересмотр в судах вышестоящих инстанций (за исключением судебных актов, прошедших пересмотр в Верховном Суде Российской Федерации в порядке кассационного производства и в порядке надзора) на основании подготовленных председателями судебных составов еженедельных обзоров, представляет сведения о судебных   актах,   подлежащих   исключению   из   числа   отмененных (измененных) судебных актов, характеризующих работу судьи отрицательно (с указанием соответствующего пункта приказа №85 от 29.06.2017 «Об утверждении Порядка организации работы по оценке качества работы судей Арбитражного суда Свердловской области и подготовке документов для квалификационной аттестации»), о судебных актах, принятых в противоречие практике Верховного Суда Российской Федерации и Арбитражного суда Уральского округа, а также о судебных актах, принятых в нарушение процессуальных норм, которые подлежат обсуждению на заседании Президиума по качеству.

При отсутствии своевременно представленных председателями судебных составов  в еженедельных обзорах сведений о судебных актах, подлежащих исключению из числа отмененных (измененных) судебных актов, характеризующих работу судьи отрицательно (с указанием конкретных причин в соответствии с Порядком организации работы по оценке качества работы судей Арбитражного суда Свердловской области и подготовке документов для квалификационной аттестации), такие судебные акты не подлежат обсуждению на заседании Президиума по качеству.

6.2. На заседаниях Президиума суда по вопросам правоприменения обсуждаются вопросы, имеющие значение для судебной практики суда в целом, а также вновь принятые акты судебного толкования с целью наиболее правильного их уяснения (обзоры судебной практики Верховного суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и т.д.). Акты судебного толкования подлежат обсуждению на заседаниях Президиума после их обсуждения на оперативных совещаниях судебных составов.

6.2.1. К каждому заседанию Президиума по вопросам правоприменения назначается докладчик, который отражает имеющиеся подходы к решению вопроса и вариант разрешения.

6.2.2. При изменении законодательства либо определении правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации в актах толкования по вопросам, которые были предметом обсуждения на заседании Президиума суда, отделом обобщения проводится работа по актуализации рекомендации Президиума суда и вносятся предложения по изменению (исключению) соответствующих положений.

6.2.3.   Кроме того, на заседании Президиума по вопросам правоприменения и иным результатам работы суда подлежат обсуждению:

1)  статистические показатели по нагрузке судей (справку готовит отдел информатизации и судебной статистики, в которой отражается информация о судьях и судебных составах, показатели которых выше средних по суду) (Приложение №4);

2) статистические показатели по возвращенным и приостановленным делам (справку готовят председатели коллегий на основании данных, представленных отделом информатизации и судебной статистики) (Приложение №5);

3) председатели коллегий готовят сведения о делах, рассмотренных в порядке упрощенного производства, за соответствующий период, выявляют судебные составы, показатели которых выше средних показателей, причины отклонений и предлагают меры по улучшению показателей (Приложение № 6).

4)  помощник заместителя председателя суда по общим вопросам составляет справку по поступившим и признанным обоснованными жалобам на действия судей и работников аппарата суда, а также принятым в результате их рассмотрения мерам.

5)  начальник отдела кадров и государственной службы представляет сведения об уволенных и принятых на государственную гражданскую службу сотрудниках суда, на основании которых председатели коллегий готовят справку о причинах увольнений.

6)  отдел информатизации и судебной статистики представляет в виде служебной записки сведения о рассмотрении дел по категориям споров, с указанием категорий, по которым имеется тенденция к увеличению в %.

7)  начальники отделов обеспечения судопроизводства представляют сведения по делам, рассмотренным с использованием систем видеоконференц-связи, о причинах отказов в проведении систем видеоконференц-связи.

8)  начальник отдела делопроизводства представляет сведения о количестве исковых заявлений, поступивших с использованием сервиса подачи документов в электронном виде «Мой Арбитр», а также об отклонениях документов и их причинах.

6.2.4. Все материалы, указанные в п. 6.2.3 представляются в письменном виде и заблаговременно направляются всем членам Президиума.

6.2.5. Докладчиком по вопросам, указанным в п. 6.2.3, выступает соответствующий заместитель председателя суда.

7. Порядок работы Президиума

7.1.   Заседания проводятся ежемесячно по понедельникам в соответствии с утвержденным графиком, а также по мере необходимости.

Повестка дня заседания Президиума утверждается председателем суда.

7.2. В целях качественной подготовки заседания Президиума за один день до дня заседания председатель суда может в случае необходимости проводить рабочее совещание с заместителями председателя суда.

7.3. Документы и материалы, представленные к обсуждению на заседании Президиума, передаются ответственными исполнителями секретарю Президиума заблаговременно до даты проведения заседания Президиума, в письменной и электронной форме.

7.4. Секретарь Президиума не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления от ответственных исполнителей документов и материалов, выносимых к рассмотрению на заседание, направляет их членам Президиума в электронной форме и/или размещает на внутреннем портале суда и на диске М.

7.5. Члены Президиума должны изучить все материалы, представленные к обсуждению, до проведения заседания.

7.6. При проведении заседания Президиума может проводиться аудио- и видеозапись.

7.7. Заседания Президиума могут проводиться как путем очного голосования в присутствии членов Президиума для обсуждения вопросов повестки и принятия решений, поставленных на голосование, так и путем заочного голосования, которое осуществляется электронным путем на внутреннем портале суда.

7.8. Информационное сообщение о проведении заочного голосования с указанием повестки заседания и срока окончания голосования направляется секретарем Президиума членам Президиума в течение 1 рабочего дня со дня утверждения повестки заочного голосования. Одновременно с извещением о проведении заочного голосования направляются материалы по вопросам повестки.

7.9. Заседание Президиума считается полномочным при присутствии на нем не менее 2/3 состава Президиума.

7.10. Рассмотрение вынесенного вопроса начинается докладом члена Президиума или приглашенного лица, после чего Президиум переходит к обсуждению рассматриваемого вопроса.

7.11. По результатам рассмотрения вопросов, входящих в повестку заседания Президиума, принимаются постановления, которые оформляются протоколом.

7.12. Постановления принимаются Президиумом открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования.

Президиумом может быть принято решение о тайном голосовании.

7.13. При необходимости Президиум выносит вопрос на повторное обсуждение и устанавливает срок для его доработки.

7.14. Протокол заседаний Президиума подписывается председательствующим и секретарем Президиума.

Подписанные протоколы заседаний Президиума направляются секретарем Президиума членам Президиума и ответственным исполнителям в электронной форме и размещаются на внутреннем портале суда. Поручения Президиума регистрируются в подсистеме «Дело-web».

8. Контроль за выполнением решений и поручений Президиума

8.1. Контроль за выполнением поручений Президиума по рассматриваемым вопросам осуществляется секретариатом председателя суда.

8.2. О необходимости продления срока выполнения поручения ответственное за его выполнение лицо письменно докладывает председателю суда за три дня до истечения срока.

8.3.   Доклады о выполнении решений и поручений заслушиваются на следующем заседании Президиума, посвященному рассмотрению соответствующих вопросов, при условии, что результаты работы судебного состава не изменились (выше или ниже средних показателей по суду).