Новости

12.09.2017

Информация о формировании на конкурсной основе кадрового резерва старшей группы должностей государственной гражданской службы (секретарь судебного заседания, специалист)

Арбитражный суд Свердловской области в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» объявляет о формировании на конкурсной основе кадрового резерва старшей группы должностей государственной гражданской службы (секретарь судебного заседания, специалист)

Информация о примирительных процедурах

I. Заинтересованное лицо вправе выбрать способ защиты своих нарушенных прав

II. Преимущества и принципы примирительных процедур

III. Действующее российское и зарубежное законодательство ориентирует стороны на использование примирительных процедур

IV. Виды примирительных процедур

V. Правовые формы урегулирования конфликта

VI. Вывод

VII. Список выпускников курсов подготовки медиаторов Центра медиации УрГЮА по Свердловской области

VIII. Отчёт о деятельности Центра медиации Уральской государственной юридической академии за 2010 год. (см. вложение)

I. Заинтересованное лицо вправе выбрать способ защиты своих нарушенных прав

Статья 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право на справедливое судебное разбирательство.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Арбитражные суды относятся к системе федеральных судов и осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ) (ч. 1 ст. 4 АПК РФ).

Между тем, согласно ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы способами, не запрещенными законом.

Провозглашая значимость и приоритет судебной власти, Основной закон допускает использование иных (внесудебных, альтернативных) способов разрешения правовых споров.

Таким образом, государство предоставляет участникам правовых конфликтов возможность выбора: обратиться за защитой своих прав и интересов в государственный суд или разрешить спор при помощи альтернативных внесудебных процедур. При этом обращение в государственный суд не исключает возможности урегулирования спора при помощи примирительных процедур.

В каждой конкретной ситуации заинтересованное лицо само должно определиться, каким образом следует разрешить конфликт. При этом необходимо учитывать преимущества того или иного способа разрешения споров.

II. Преимущества и принципы примирительных процедур

Основные преимущества примирительных процедур сводятся к следующему:

1. Договоренности, к которым стороны пришли в результате примирительных процедур, лучше исполняются, чем судебные решения. Взыскатель, получив решение суда в свою пользу, может столкнуться с серьезными трудностями с реализацией такого решения на практике, поскольку такое решение будет вынесено против воли должника, который может различными путями противодействовать исполнению такого решения, например, скрывать свое имущество.

2. Используя примирительные процедуры, стороны экономят свои финансы. Рассмотрение дела в суде является достаточно затратным как для сторон, так и для государства. Уплата судебных расходов - обязательное условие для возбуждения и ведения дела в суде. Кроме государственной пошлины (размер которой в зависимости о цены иска может быть весьма значительным – до 100 000 рублей), необходимо оплатить услуги юриста (услуги хорошего юриста, как известно, стоят недешево), расходы, связанные с проведением экспертизы, вызовом свидетелей, проведением осмотра доказательств на месте и другие расходы, предусмотренные законом. Для государства осуществление правосудия также влечет значительные финансовые затраты, которые оплачивают налогоплательщики. Уменьшение количества дел в судах может привести к приостановлению увеличения количества судей, работников аппарата суда, затрат на материально-техническое обеспечение судов и, в конечном счете, будут экономиться средства налогоплательщиков, т.е. наши с вами средства.

3. Обращаясь к примирительным процедурам, стороны экономят свое время. Длительные сроки рассмотрения дела в суде только первой инстанции (до 4 месяцев), существование значительного числа судебных инстанций (первая, апелляция, кассация, надзор) приводят к тому, что суды рассматривают споры длительное время. Не исключается возврат дела из вышестоящей инстанции в первую инстанцию для повторного рассмотрения с сохранением возможности дальнейшего обжалования. Кроме того, нередко проигравшая сторона обращается в вышестоящую инстанцию исключительно для того, чтобы потянуть время и как можно позже исполнить решение.

4. Вынося решение по делу, суд далеко не всегда разрешает конфликт, а, наоборот, зачастую его усугубляет, что нередко приводит к новым спорам и дальнейшим судебным разбирательствам. При использовании примирительных процедур сторона имеет возможность сохранить деловые отношения с противоположной стороной, сохранить потенциального заказчика, что в перспективе может принести стороне гораздо больше выгоды, в том числе материальной, чем прохождение судебной процедуры.

5. Крупные компании имеют финансовые возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью (содержать штат опытных юристов, пользоваться услугами солидных юридических фирм и адвокатов). В противоположность этому небольшие фирмы и частные предприниматели нередко в связи с дефицитом денежных средств остаются без квалифицированной юридической помощи. В условиях состязательного процесса сторона, не имеющая квалифицированной юридической поддержки, оказывается в невыгодном положении по сравнению со стороной, которая имеет возможность привлечь для защиты своих интересов высококвалифицированных юристов. При таких обстоятельствах мирное урегулирование спора является наиболее оптимальным для юридически «слабой» стороны процесса.

6. Ведя процесс, каждая сторона рискует его проиграть. Результат судебного процесса зависит от многих обстоятельств, в том числе от наличия необходимых документов и их правильного оформления, профессионализма представителей сторон в условиях состязательного процесса, судебного усмотрения. В отношениях сторон неопределенность продолжительное время присутствует и после вынесения судебного решения. Решение суда может быть обжаловано в вышестоящие судебные инстанции: апелляционную, кассационную и надзорную. До тех пор, пока у сторон существует юридическая возможность потребовать пересмотра судебного решения, нельзя говорить о внесении полной ясности в отношения сторон. Кроме того, суд выносит решение на основе имеющихся в деле доказательств. Не всегда возможно представить суду необходимые доказательства своей (пусть и правой) позиции по делу, что может привести к неблагоприятному исходу дела. Оканчивая спор миром, стороны, напротив, имеют перед собой четко осознаваемый, прогнозируемый и устраивающий их результат, в разработке которого они сами принимают непосредственное участие.

7. Гласность судебного разбирательства предполагает собой открытое разбирательство дел в судах. Как правило, любой желающий может присутствовать при разбирательстве дела, посмотреть опубликованные в сети Интернет судебные акты с участие определенного лица. При таких обстоятельствах возможно разглашение конфиденциальной информации, что не всегда бывает желательно для сторон. Примирительные процедуры характеризуются отсутствием публичности, конфиденциальностью.

8. Суд, по общему правилу, связан с требованиями истца, и не вправе выйти за пределы исковых требований. Суд должен дать четкий и определенный ответ на спорное требование. Суд в целях защиты интересов ответчика не вправе присудить истцу какой-либо другой предмет или вообще избрать какой-либо другой способ удовлетворения требований истца. Используя примирительные процедуры, стороны вправе договориться о способе удовлетворения требований истца.

9. Процедура судебного разбирательства осуществляется по строго определенным процессуальным правилам, сопровождается вызовом в суд, в том числе стороны, разбирательство для которой является вынужденной, необходимостью дачи суду объяснений и т.д. Отсутствие необходимых элементов судебной процедуры и атрибутики создает психологический комфорт участникам спора, атмосферу доверия и сотрудничества.

10. Использование некоторых альтернативных процедур предполагает возможность самостоятельного выбора лиц, рассматривающих и разрешающих спор, а отсюда большое доверие к ним и к принимаемому решению.

11. Использование примирительных процедур позволяет снизить загруженность судов и сосредоточить наибольшее внимание судей на тех делах, которые стороны не могут разрешить самостоятельно и которые действительно требуют государственно-властного вмешательства.

Таким образом, примирительные процедуры имеют множество преимуществ по сравнению с традиционной судебной формой разрешения правовых конфликтов.

К числу принципов примирительных процедур следует отнести принципы добровольности, конфиденциальности, универсальности и компромисса (сотрудничества).

Принцип добровольности заключается в том, что стороны спора добровольно без чьего-либо принуждения соглашаются на использование примирительных процедур. Никакое давление со стороны государственных органов или других участников спора не может иметь место.

Принцип конфиденциальности заключается во взаимной договоренности сторон и других лиц, участвующих при разрешении спора, не разглашать сведения, ставшие известными всем лицам, участвующим в разрешении спора.

Принцип универсальности означает, что любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, может быть предметом разрешения с использованием примирительных процедур. Также согласно статье 190 АПК РФ экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным в главе 15 АПК РФ, путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом.

Принцип компромисса (сотрудничества) означает, что основной задачей во взаимодействии сторон является не состязательность, свойственная судебному разбирательству, а достижение соглашения.

III. Действующее российское и зарубежное законодательство ориентирует стороны на использование примирительных процедур

В действующем АПК РФ имеется целая глава 15 «Примирительные процедуры. Мировое соглашение».

Согласно ст. 138 АПК РФ арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора. Стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или используя другие примирительные процедуры, если это не противоречит федеральному закону.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 135 АПК РФ при подготовке дела к судебному разбирательству судья разъясняет сторонам их право передать спор на разрешение третейского суда, право обратиться за содействием к посреднику в целях урегулирования спора и последствия совершения таких действий, принимает меры для заключения сторонами мирового соглашения, содействует примирению сторон.

В силу ч. 2 ст. 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству обеих сторон в случае их обращения за содействием к суду или посреднику в целях урегулирования спора.

Не только экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений, могут быть урегулированы с использованием примирительных процедур. Статья 190 АПК РФ закрепляет, что экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным в главе 15 АПК РФ, путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом.

При этом, необходимо учитывать разъяснения, содержащиеся в п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» от 9 декабря 2002 года № 11: при рассмотрении вопроса об утверждении соглашения по делу, вытекающему из административных и иных публичных правоотношений, арбитражным судам необходимо исходить из того, что государственные и иные органы, используя примирительные процедуры, не вправе выходить за пределы полномочий, предоставленных им нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность.

Что касается примирительных процедур за рубежом, то необходимо отметить, что процедуры мирного урегулирования возникшего спора регламентируются в зарубежном праве по-разному. Между тем, следует выделить две особенности:

  • право практически всех ведущих зарубежных стран (США, Великобритания, государства Западной Европы, Япония и др.) ориентировано на желательность мирного разрешения споров без вынесения судебного решения, для чего в нем предусматриваются различные правовые механизмы
  • зарубежный опыт показывает, что с помощью примирительных процедур можно не только быстро и эффективно решать гражданско-правовые споры, но и решать многие проблемы судопроизводства, например, существенно уменьшить количество подлежащих рассмотрению гражданских дел, упростить процедуру разбирательства, снизить размеры судебных издержек для сторон, сократить сроки прохождения дела в суде первой инстанции

IV. Виды примирительных процедур

Наиболее распространенными примирительными процедурами в России являются переговоры, посредничество и третейское разбирательство. Указанные процедуры не являются исчерпывающими, возможны различные их комбинации.

1. Переговоры

Это примирительная процедура, посредством которой стороны урегулируют возникшие разногласия непосредственно или при содействии своих доверенных лиц без привлечения независимой третьей стороны.

Переговоры – одно из наиболее простых, распространенных, эффективных и доступных средств урегулирования конфликтов, в том числе в сфере экономики, т.к. переговоры не влекут дополнительных расходов, для их проведения не требуется какое-либо официальное разрешение, они не представляют риска для сторон и направлены на конструктивное обсуждение проблемы.

Переговоры очень распространены в среде предпринимателей, поскольку они позволяют найти оптимальный выход из сложившейся конфликтной ситуации и сохранить при этом долговременные партнерские отношения. Переговоры часто заканчиваются принятием согласованного решения о дальнейшем поведении спорящих сторон.

Переговоры могут происходить непосредственно между участниками, вовлеченными в проблему, или между представляющими их интересы юристами. В переговорном процессе очень важна роль юристов, представляющих интересы сторон. Юристам легче понять друг друга и достичь соглашения по вопросам, представляющим интерес для них. Адвокат является посредником, но не беспристрастным, а заинтересованным, поскольку он стремится к достижению благоприятного только для его клиента результата. Целесообразно, чтобы адвокаты, представляя интересы клиентов, стремились примирить их противоречивые интересы. Для того, чтобы переговоры были эффективными, необходимо владение искусством ведения переговоров.

В ходе переговоров стороны могут договориться об определенных решениях, взаимных уступках, которые могут быть облечены в форму гражданско-правовой сделки или мирового соглашения, утвержденного судом.

Переговоры могут происходить как до, так и после возбуждения дела в суде. Однако чем раньше начнутся переговоры, чем быстрее конфликт будет урегулирован, тем больше преимуществ получат стороны.

Переговоры могут проходить в устной и в письменной формах.

Особой разновидностью переговоров в письменной форме является претензионный порядок урегулирования конфликтов. Суть этого порядка заключается в том, что одна сторона, не довольная нарушением договора другой стороной, пишет ей письменную претензию. Другая сторона должна рассмотреть эту претензию и ответить на нее. Различают два вида претензионного порядка урегулирования споров: обязательный и добровольный. К добровольному претензионному порядку урегулирования споров стороны прибегают по своей воле при отсутствии закона, который бы обязывал их к этому. Обязательный претензионный порядок состоит в том, что суд не рассматривает заявление до тех пор, пока стороны не соблюли этот порядок.

В Российской Федерации претензионный порядок урегулирования споров является обязательным только в двух случаях: если он предусмотрен законом или если стороны сами договорились о предварительном урегулировании возникших разногласий по договору.

Закон предусматривает обязательность претензионной стадии урегулирования споров для некоторой категории споров. Например, согласно п. 2 ст. 452 Гражданского кодекса РФ истец обязан до обращения в суд с исковым заявлением об изменении или расторжении договора направить ответчику предложение об изменении или расторжении договора, оформленное в письменном виде. Обязательный досудебный порядок урегулирования спора предусмотрен при понуждении стороны к заключению договора (ст. 445 Гражданского кодекса РФ). Досудебный порядок урегулирования спора предусмотрен п. 1 ст. 797 Гражданского кодекса РФ и ст. 120 Устава железнодорожного транспорта РФ, согласно которым до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозки груза, к перевозчику должна быть предъявлена претензия. Существуют и некоторые другие случаи, когда законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

Однако в качестве общего правила установлена добровольность претензионного досудебного порядка урегулирования споров. По большинству правоотношений любое лицо вправе обратиться непосредственно в суд, не предпринимая абсолютно никаких мер по самостоятельному разрешению конфликта. Суд обязан рассмотреть такой экономический спор и вынести по нему решение без учета того обстоятельства, что стороны могли решить этот спор самостоятельно, без обращения в арбитражный суд. Возникает вопрос, насколько такое положение обоснованно особенно в условиях постоянного роста количества споров в судах.

Претензионный порядок урегулирования экономических конфликтов направлен на примирение сторон в досудебной стадии. Этот порядок призван освободить судебные органы от гражданско-правовых споров, которые стороны могут решить самостоятельно. Практика показывает, что нередко конфликтные ситуации в экономической сфере устраняются сторонами самостоятельно, без вмешательства судебных органов, через претензионный порядок.

Обязательный досудебный претензионный порядок урегулирования споров, равно как и другие примирительные процедуры, вполне согласуются со ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конституцией РФ, поскольку они не исключает возможность судебной защиты. Примирительные процедуры неверно рассматривать как препятствие к осуществлению правосудия даже и в тех случаях, когда они осуществляются по предписанию суда. Примирительные процедуры не являются преградой, а, наоборот, это шаг к разрешению спора и выполнению целей и задач, которые ставит перед собой правосудие. Следовательно, доступ к правосудию сохраняется в данном случае в полной мере.

Очень важно, чтобы спор между сторонами разрешался еще в досудебной стадии при помощи переговоров.

Переговоры не всегда приводят к положительному результату. В ряде случаев стороны утрачивают способность к достижению компромисса и обращаются для разрешения спора в судебные органы. Хотя во многих случаях полезной оказалась бы помощь нейтрального посредника. Однако все равно переговоры – самый распространенный, перспективный и наиболее предпочтительный инструмент разрешения споров с позиций интересов.

2. Посредничество

Это примирительная процедура, которая представляет собой способ урегулирования возникших разногласий при содействии независимого лица (посредника). Сущность посредничества заключается в переговорах между сторонами при участии нейтрального лица, которое оказывает помощь в достижении соглашения между участниками конфликта.

Достоинствами посредничества в сравнении с другими примирительными процедурами являются:

  • конфиденциальность;
  • оперативность;
  • возможность использования до обращения в суд и в ходе производства по делу;
  • возможность использования к любым участникам и любому спору;
  • не представляет никакого риска для сторон;
  • неформальная обстановка переговоров;
  • возможность выбора кандидатуры посредника;
  • возможность сторонам самим управлять и владеть процессом переговоров;
  • отсутствие императивности, принудительности;
  • нацеленность на удовлетворение интересов каждой из сторон;
  • возможность в любой момент остановить переговорный процесс;
  • широкий спектр возможных результатов;
  • компетентность посредника;
  • невысокие затраты;
  • высокая результативность.

К числу недостатков посредничества относятся следующие:

  • посредничество не всегда приводит к разрешению спора;
  • откровенность стороны может обернуться против этой стороны;
  • необходимость присутствия стороны во время переговоров.

Можно выделить следующие стадии посредничества.

1. Встреча независимого посредника с каждой из сторон, целью которой является ознакомление с информацией по спору. При этом присутствуют обе стороны и независимый посредник. Каждая сторона излагает свои аргументы, правовую базу и т.д.

2. Отдельные встречи посредника с каждой из сторон в целях уточнения информации, посредник дает разъяснения о возможности достижения соглашения.

Одной из самых эффективных сфер применения посредничества является предпринимательская сфера, область экономических отношений. Посредничество помогает восстанавливать и поддерживать деловые отношения между сторонами, восстанавливать нарушенное договорное равновесие.

Нормы, регламентирующие институт посредничества, к сожалению, не нашли отражение в действующем АПК. Хотя сегодня уже очевидно, что институт посредничества должен быть детально разработан на уровне закона.

За последние годы интерес к развитию посреднической деятельности в России сильно возрос. В юридической литературе появляется множество публикаций по вопросам посредничества. Изучается зарубежный опыт посреднической деятельности. Создаются и функционируют различные организации, занимающиеся посреднической деятельностью. Однако переговоры конфликтующих сторон с участием посредника ведутся в отсутствие нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус посредников и вне судебного контроля.

Кто же может выступать в качестве посредника? Действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений и требований в этом вопросе.

Необходимо учитывать, что посреднику в ходе его работы может быть сообщена определенная информация конфиденциального характера (коммерческая, служебная тайна, сведения личного характера и т.д.), поэтому осуществлять посредническую деятельность не должны случайные люди.

Примирить стороны, найти в конфликте «золотую середину», приемлемую для всех – очень сложное дело. Поэтому к посреднику рекомендуется предъявлять повышенные требования. Посредник должен иметь не только хорошее образование, желательно юридическое, но и солидный стаж работы, богатый жизненный опыт, авторитет, он должен обладать хорошими человеческими качествами, чувствовать суть конфликта, причину конфликта, предложить приемлемые варианты его разрешения.

Несомненно, введение в российское законодательство института посредничества (медиации) является правильным и нужным шагом, отвечающим духу современности.

Список посредников по проведению примирительных процедур при Уральской торгово-промышленной палате

3. Третейское разбирательство

В соответствии с Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации» третейский суд – это постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора.

Третейский суд можно также определить как негосударственный орган, созданный по соглашению сторон для разрешения гражданско-правового спора, решение которого является окончательным и подлежит обязательному исполнению.

Необходимым условием третейского разбирательства является третейское соглашение, т.е. соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда.

По сравнению с судебным разбирательством в государственных судах третейское разбирательство имеет существенные преимущества.

Во-первых, третейский суд – это негосударственный орган. Подведомственность споров такому суду исключительно добровольная, основанная на соглашении сторон. Такой способ разрешения споров применяется только на основе взаимного соглашения спорящих сторон и осуществляется избранными ими лицами.

Во-вторых, несомненным достоинствам третейского разбирательства является его диспозитивный характер. Спор может быть передан на разрешение третейского суда только с согласия обеих сторон, стороны спора сами решают, какой третейский суд будет разрешать их спор, сами назначают арбитров, могут сами определить правила третейского разбирательства.

В-третьих, решения третейского суда обладают определенной стабильностью. Решение третейского суда является окончательным и не может быть пересмотрено в порядке, установленном процессуальным законодательством (апелляционное, кассационное, надзорное производство).

Однако решение третейского суда может быть отменено в случаях, когда это предусмотрено международным договором Российской Федерации и федеральным законом о международном коммерческом арбитраже. В соответствии с частью 3 статьи 233 АПК РФ арбитражный суд отменяет решение третейского суда, если установит, что спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом или решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.

В-четвертых, процедура третейского разбирательства проста и не регламентирована многочисленными процессуальными правилами, что обеспечивает относительную быстроту рассмотрения спора.

В-пятых, в отличие от государственного суда рассмотрение споров в третейском суде происходит в закрытых заседаниях. Так возможность предания огласке обстоятельств, которые стороны считают нужным сохранить в тайне, сведена к минимуму.

Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" организация - юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда.

На основании представленных документов составлен список третейских судов:

Список Третейских судов, действующих на территории Свердловской области

V. Правовые формы урегулирования конфликта

Если дело находится в производстве суда и стороны пришли к соглашению, то у них имеется несколько процессуальных возможностей:

  • стороны могут заключить мировое соглашение, которое утверждается судом;
  • истец может отказаться от иска;
  • ответчик вправе признать иск;
  • стороны имеют право достичь соглашение в оценке обстоятельств дела в целом или в их отдельных частях;
  • сторона вправе признать обстоятельства, на которых другая сторона основывает свои требования и возражения.

Одной из наиболее распространенных правовых форм закрепления договоренностей сторон могут быть мировые соглашения, утверждаемые судом.

Если стороны достигли соглашения до возбуждения дела в суде, то, как правило, оно оформляется в виде внесудебного соглашения (гражданско-правового договора), при заключении и согласовании условий которого происходит изменение первоначального обязательства, ставшего конфликтным, и служащего предпосылкой добровольного исполнения измененного обязательства.

Возможность заключения таких договоров обусловлена ст. 45 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Это предопределяет то обстоятельство, что субъекты правоотношения вправе использовать любые цивилизованные способы разрешения конфликтов. Кроме того, исходя из основополагающего принципа гражданского права - свободы заключения договора – стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными нормативными правовыми актами (ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ).

Сторонами внесудебного соглашения могут быть как граждане, так и юридические лица. Каких-либо специальных требований к форме договора в данном случае законодательство не предусматривает. Здесь действуют общие правила заключения сделок, как в устной, так и в письменной форме. Письменная форма соглашения наиболее предпочтительна.

В качестве примера заключения внесудебных соглашений между юридическими лицами, а также предпринимателями можно привести соглашения о погашении задолженности, акты о проведении взаимных расчетов.

Возможно заключение внесудебных соглашений и в тех случаях, когда дело уже находится в производстве суда. Вследствие заключения внесудебного соглашения истец, например, может отказаться от заявленных исковых требований в связи с достигнутой договоренностью с ответчиком о добровольном исполнении последним своих обязательств.

VI. Вывод

Гарантируя каждому судебную защиту его прав и свобод, государство допускает и рекомендует спорящим сторонам использовать иные (альтернативные) методы разрешения споров. Учитывая преимущества альтернативных методов разрешения конфликтов перед разрешением спорных правоотношений в государственных судах, положительный зарубежный опыт в этом вопросе, следует констатировать, что во многих случаях использовать примирительные процедуры для сторон гораздо проще и выгоднее, чем принимать участие в длительных и дорогостоящих судебных процедурах.

В целом хотелось бы отметить, что умение находить компромисс необходимо не только при разрешении судебных споров, но и в других сферах жизни. Не имеет значения, в какой сфере возник спор. Главное, чтобы люди в любой ситуации руководствовались логикой здравого смысла и понимали, что разногласия необходимо решать мирным путем, не доводя дело до крайностей. К сожалению, в современном мире не все люди это осознают, и многие конфликты решаются с позиций силы. Именно отказ от категорических суждений, стремление к компромиссу, диалогу, поиску согласия помогут справиться со многими острыми проблемами, возникающими в нашей жизни.

VII. Список выпускников курсов подготовки медиаторов Центра медиации УрГЮА по Свердловской области

Ф.И.О., должность Место работы Контактная информация
1 Абшилава Георгий Валерьянович - президент АНО «Международный центр защиты прав и интересов юридических и физических лиц» (343) 278-83-55
georost@list.ru
620026, г. Екатеринбург, ул. Белинского 83, 5 этаж, южное крыло
2 Ардашева Ангелина Александровна — руководитель юридической службы лизинговой компании - (343) 216-16-95, 89028711819
г. Екатеринбург, ул. Белинского 83, оф. 304
aaa@urall.net
3 Артюх Елена Николаевна - генеральный директор Юридическая фирма «Левъ» (343) 377-60-47(48) г. Екатеринбург, пр. Ленина 5/4, оф. 130
artyukh@novator.ru
4 Бабченко Наталья Александровна - 89122443648
aliance_e@mail.ru
5 Василенко Сергей Викторович — исполнительный директор ООО «Юр_дело» (343) 378-74-27; 350-16-98; 89122426093
г. Екатеринбург, пр. Ленина 50-а, оф. 103
ur-delo@mail.ru
www.pristav.su
6 Вологженинова Татьяна Геннадьевна - адвокат АПСО, адвокатский кабинет Вологжениновой Татьяны Геннадьевны (343) 338-03-81, 8 912 24 80 216
vologzheninova@mail.ru
620039 г. Екатеринбург, пер. Суворовский 3, оф. 6
7 Воробьева Наталья Евгеньевна — управляющий партнер, адвокат Адвокатское бюро Свердловской области «Альянс» (343) 375-99-05, 375-32-04
aliance_e@mail.ru, 3759905@nextmail.ru
г. Екатеринбург, ул. Мира 39«а»
8 Загайнов Дмитрий Иванович - адвокат Коллегия адвокатов «Свердловская областная гильдия адвокатов» (343) 361-01-10
http://advokat3d.ru
620075 г. Екатеринбург, ул. Радищева, 6а, оф.21411
9 Корякина Наталья Леонидовна - адвокат Свердловская коллегия адвокатов, адвокатская контора №1, г. Нижний Тагил (3435) 41-19-40, 41-19-74
г. Нижний Тагил. пр. Ленина 28, оф. 12
10 Кучина Юлия Александровна — доцент кафедры трудового права Уральская государственная юридическая академия г. Екатеринбург
11 Михеев Евгений Анатольевич - г. Екатеринбург
12 Паркышев Наиль Шарибзянович - адвокат Коллегия адвокатов «Свердловская областная гильдия адвокатов» (3435) 46-41-39
Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Учительская 12
advokat@464139.ru
www.464139.ru
13 Романова Екатерина Владимировна — руководитель отдела претензионно-исковой работы ООО «Юридическая фирма «НБ Консалтинг» (343) 3797910, 3797911, факс (343) 3797996,
г. Екатеринбург, ул. Радищева 33, третий этаж
14 Савельев Александр Георгиевич - адвокат Свердловская областная коллегия адвокатов г. Екатеринбург
15 Сафронова Екатерина Сергеевна - специалист Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Свердловской области г. Екатеринбург
16 Симонов Анатолий Николаевич - г. Екатеринбург
a.simonov@foratec.com
17 Смирнова Ирина Александровна — юрисконсульт юридического отдела УрГЮА Уральская государственная юридическая академия (343) 374-96-29; 89126536577
620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская 21
1081747@rambler.ru
18 Смирнова Марина Евгеньевна — начальник экономического отдела - (3435) 24-08-10
Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Островского 9а
smirnoffa@yandex.ru
19 Ушаков Василий Семенович — арбитражный управляющий - г. Екатеринбург
20 Яшкова Марина Викторовна — частнопрактикующий юрист - 89049811965
624992, Свердловская область, г. Серов, ул. Льва Толстого 38, офис 2

VIII. Отчёт о деятельности Центра медиации Уральской государственной юридической академии за 2010 год. (см. вложение)

Аналитическая справка о деятельности Центра медиации Уральской государственной юридической академии за 2010 год

В 2010 году Центр медиации УрГЮА продолжил осуществлять свою деятельность по следующим направлениям:

I. Практика медиации

II. Образовательная деятельность

III. Научная деятельность

IV. Международное сотрудничество

V. Организационно-информационная деятельность

I. ПРАКТИКА МЕДИАЦИИ

В 2010 году Центром медиации УрГЮА продолжена работа по проведению процедуры медиации. За отчетный период поступило 27 обращений о проведении медиации, что почти в 4 раза превышает показатели 2009 года.

Увеличению количества обращений значительно способствовала деятельность судей Арбитражного суда Свердловской области, а также мировых судей и судей районных судов Свердловской области, направленная на принятие мер по примирению сторон в гражданском и арбитражном процессе. Так, в 2010 году впервые были проведены медиации, когда участники гражданского и арбитражного процессов после разъяснения им судьями права на урегулирование правового спора с участием медиатора, принимали решение о внесудебном способе разрешения спора и обращались за помощью к посредникам Центра медиации УрГЮА.

Информирование участников правового спора о возможном урегулировании правового спора с участием медиаторов осуществляли частнопрактикующие юристы, сотрудники юридических клиник, представители органов государственной власти, адвокаты. В результате полученной информации участники правового спора принимали решение об обращении к медиатору. В ряде случаев обращение к медиатору основывалось на личном решении участников правового спора.

Из общего числа 7 заявлений (что составляет около 26%) поступили в период, когда стороны решили урегулировать спор до обращения в суд. В 18 случаях (67%) процедура медиации проводилась, когда спор находился на рассмотрении на различных стадиях гражданского или арбитражного процесса. В некоторых случаях между одними и теми же сторонами было возбуждено сразу несколько дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, производство по которым откладывалось на период проведения примирительных процедур. В 2 случаях (около 7%) спор был урегулирован в период реализации мер принудительного исполнения судебных актов.

С участием граждан Центром медиации УрГЮА были рассмотрены следующие категории споров:

  • наследственные споры;
  • жилищные споры (в том числе связанные с приватизацией);
  • гражданско-правовые споры (вытекающие из договоров различного характера);
  • споры в сфере банковского кредитования;
  • споры, связанные со страховыми выплатами в связи с несчастным случаем на производстве;
  • споры, связанные с участием в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и др.

С участием организаций Центром медиации УрГЮА были рассмотрены следующие категории споров:

  • споры из договоров электроснабжения;
  • корпоративные споры (оспаривание решений органов управления, участие в управлении деятельностью юридического лица и др.);
  • споры из договоров строительного подряда;
  • споры из договоров кредитования и др.

80% проведенных медиаций завершились заключением медиативного соглашения. На основании заключенных медиативных соглашений осуществлялось прекращение производства в судах общей юрисдикции, арбитражных судах. Суды прекращали судебные производства по следующим основаниям:

  • утверждение мирового соглашения
  • отказ истца от иска

II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В настоящее время Центр медиации УрГЮА является одним из ведущих центров России по обучению медиаторов. Медиаторами Центра разработаны и реализуются комплекс специализированных программ подготовки медиаторов для работы по правовым спорам.

В 2010 году однодневный курс «Введение в медиацию» прошло около 900 человек с различной профессиональной подготовкой (государственные служащие, судьи федеральных судов, мировые судьи, работники аппаратов судов, корпоративные и частнопрактикующие юристы, нотариусы, помощники нотариусов, адвокаты, преподаватели и студенты вузов и др.).

Так, в частности, курс читался в следующих городах:

  • Москва (на базе Федеральной нотариальной палаты);
  • Санкт-Петербург (на базе нотариальной палаты г. Санкт-Петербурга);
  • Тюмень (при содействии Администрации Губернатора Тюменской области);
  • Нижний Новгород (на базе Нижегородской нотариальной палаты);
  • Челябинск (на базе нотариальной палаты Челябинской области);
  • Кисловодск (при содействии Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, Ростовского юридического института);
  • Екатеринбург (при содействии Администрации Губернатора Свердловской области, аппарата Правительства Свердловской области, Свердловского областного суда, Ассоциации юристов России и др.).

В 2010 году специализированные курсы подготовки медиаторов «Медиация в юридической деятельности» завершило 77 человек, что в 5 раз превышает показатели 2009 года.

Обучение медиации прошли нотариусы, помощники нотариусов, адвокаты, корпоративные и частнопрактикующие юристы, работники аппаратов судов, преподаватели юридических вузов, сотрудники органов государственной власти, арбитражные управляющие, психологи, экономисты и др. Дважды курсы медиаторов проводились на выезде (в г. Санкт-Петербург, Красноярск).

Помимо шести регионов Уральского федерального округа (Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа), курсы подготовки медиаторов Центра медиации УрГЮА собрали слушателей из 20 субъектов Российской Федерации:

  • г. Санкт-Петербург;
  • Республика Башкортостан;
  • Республика Коми;
  • Республика Татарстан;
  • Республика Удмуртия;
  • Архангельская область;
  • Нижегородская область;
  • Калужская область;
  • Кемеровская область;
  • Кировская область;
  • Омская область;
  • Оренбургская область;
  • Ростовская область;
  • Самарская область;
  • Смоленская область;
  • Тверская область;
  • Тульская область;
  • Алтайский край;
  • Пермский край;
  • Красноярский край.

География выпускников Центра медиации УрГЮА, прошедших обучение по программе подготовки медиаторов

Проведённый опрос выпускников курсов показал, что 100 % из них применяют медиационные технологии в своей профессиональной деятельности, около 70 % - имеют успешный опыт проведения процедуры медиации. В частности, с участием О.Р. Онищенко, прошедшей обучение в Центре медиации УрГЮА, было заключено первое медиативное соглашение между участниками арбитражного процесса в Арбитражном суде Омской области.

III. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Сведения о защите диссертаций

В 2010 году медиатором Центра медиации УрГЮА Калашниковой Светланой Игоревной подготовлена и защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Тема диссертации: «Медиация в сфере гражданской юрисдикции». Научным руководителем являлась директор Центра медиации УрГЮА, д.ю.н., профессор С.К. Загайнова. Автором предложен новаторский подход к разработке единой системы разрешения и урегулирования правовых споров, построению системы принципов проведения медиации, приведен подробный анализ различных подходов к выделению видов, моделей медиации, а также исследованы возможности применения медиации юрисдикционными органами в России.

2. Публикации

  • В целях пропаганды примирительных процедур в сентябре 2010 года Центром медиации УрГЮА и издательством «Инфотропик-Медиа» заключено Соглашение о сотрудничестве, в рамках которого учреждена серия книг «Библиотека медиатора». Серия нацелена на подготовку книг (учебников, комментариев, научных и практических пособий, переводных изданий) учебного, научного и прикладного содержания российских и зарубежных авторов.
  • Деятельность медиаторов Центра медиации УрГЮА в 2010 г. была направлена также и на исследование основных проблем развития примирительных процедур в России и за рубежом. В результате было опубликовано 12 научных статей, в том числе 5 в изданиях, рекомендуемых ВАК (Закон, Третейский суд, Российский юридический журнал), 2 статьи в зарубежных изданиях (Минск, Беларусь; Харьков, Украина).

Авторы статей – Аболонин В.О., Головина С.Ю., Загайнова С.К., Калашникова С.И., Тарасов Н.Н., Шереметова Г.С., Ярков В.В.

Ключевыми вопросами, анализируемыми в публикациях медиаторов Центра медиации УрГЮА, являлись:

  • саморегулирование в медиации,
  • проблемы медиации в корпоративных, коммерческих, трудовых спорах,
  • модели оплаты деятельности медиатора,
  • взаимодействие медиатора и судов,
  • медиация в деятельности судей, нотариусов,
  • вопросы исполнения медиативных соглашений.

3. Участие в конференциях, круглых столах и пр.

В 2010 году медиаторы Центра медиации УрГЮА приняли участие в 23 научных мероприятиях местного, регионального, всероссийского и международного уровня.

Места проведения: г. Екатеринбург, Кисловодск, Красноярск, Минск (Беларусь), Москва, Нижний Новгород, Омск, Санкт-Петербург, Тюмень, Ханты-Мансийск, Харьков (Украина), Хельсинки (Финляндия), Челябинск.

География участия специалистов Центра в научных мероприятиях

Обсуждению подлежали вопросы развития примирительных процедур, перспективы и возможности медиации в российской юридической практике, медиация в деятельности судей, нотариусов, частнопрактикующих и корпоративных юристов, адвокатов, основные вопросы, возникающие в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

4. Подготовка заключений

В 2010 г. по просьбе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации медиаторами Центра медиации УрГЮА подготовлено Экспертное заключение по проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур».

Также были подготовлены заключения на проект Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», проекты Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении программы подготовки медиаторов».

IV. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

1. В течение 2010 года медиаторы Центра медиации УрГЮА неоднократно принимали участие в международных конференциях («Актуальные проблемы использования примирительных процедур как формы разрешения споров в национальном и международном праве» (г. Минск, Беларусь), IV сессия Европейско-Азиатского правового конгресса (г. Екатеринбург), II Международный форум «Юридическая неделя на Урале» (г. Екатеринбург)).

2. В апреле 2010 года медиаторы Центра медиации УрГЮА по приглашению Министерства юстиции Финляндии изучили практику примирительных процедур уездного суда г. Хельсинки, Союза адвокатов Финляндии, комиссии по примирительным процедурам Союза адвокатов Финляндии, Центра примирения г. Хельсинки и социальной службы г. Хельсинки, а также приняли участие в совещании «Медиация в Финляндии и России: опыт применения и практика развития»

3. По приглашению Центра медиации УрГЮА научный директор Центра российского права, профессор юридического факультета Лапландского Университета Леена Лехтинен (Финляндия) провела на базе Уральской государственной юридической академии семинар-совещание «Новейшие тенденции развития медиации в Евросоюзе».

4. В июне 2010 года единственным представителем из России в летней школе Центрального европейского университета (г. Будапешт, Венгрия) стала медиатор Центра медиации УрГЮА Калашникова С.И., где она прошла обучение по программе «Медиация и иные методы поддержания демократического диалога».

5. Медиатор Центра медиации УрГЮА Аболонин В.О. получил стипендию федерального Канцлера Германии, немецкого исследовательского Фонда Александра фон Гумбольдта для реализации проекта по изучению теории и практики медиации в Германии. В рамках своей деятельности в ФРГ в 2010-2011 гг. В.О. Аболонин реализует проект по изучению теории и практики медиации на базе Университета Христиана-Альбрехта (г. Киль), а также в ряде других ВУЗов, центров медиации и специализированных учреждений Германии, занимающихся как обучением медиации, так и практической медиацией.

V. ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Участие в рабочих группах

С момента создания рабочей группы по вопросам развития примирительных процедур и альтернативных методов разрешения конфликтов в Свердловской области при Администрации Губернатора Свердловской области, а также Комиссии по примирительным процедурам Свердловского регионального отделения общероссийской организации «Ассоциация юристов России», С.К. Загайнова входит в их состав и принимает активное участие в работе.

В 2010 году Директор Центра медиации УрГЮА С.К. Загайнова включена в состав Комиссии по вопросам деятельности нотариата общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».

В течение 2010 г. медиаторы Центра медиации УрГЮА принимали участие в заседаниях постоянно действующей рабочей группы Совета председателей судов Уральского федерального округа по реализации правового эксперимента по внедрению примирительных процедур и альтернативных методов разрешения правовых конфликтов.

В марте 2010г. медиаторы Центра медиации УрГЮА приняли участие в рабочем совещании по вопросам развития примирительных процедур (медиации) в Ханты-Мансийском автономном округе.

2. Участие в выставках

В целях пропаганды примирительных процедур Центр медиации УрГЮА принимал участие:

- в Уральской международной выставке и форуме промышленности и инноваций «ИННОПРОМ-2010» (г. Екатеринбург)

- в общероссийской выставке «Правовая Россия » (г. Москва).

3. СМИ о Центре медиации УрГЮА

В 2010 году деятельность Центра медиации УрГЮА освещалась рядом периодических изданий регионального и федерального уровня, на интернет-сайтах, телевидении.

Газеты: «Известия», «Областная газета», «Регион-Тюмень», «Российская газета» (приложение «Бизнес.Урал), «Российская газета» (федеральный выпуск), «Тюменские известия», «Тюменская область сегодня».

Интернет-сайты: www.usla.ru, www.e1.ru, www.pravo.ru, www.notariat.ru, law.institute.sfu-kras.ru, www.rg.ru.

Телепрограммы: «Вести», «Вести.Урал».

Сервис временно не доступен