Интервью с С.П. Ворониным

«Фотография – отличный способ «переключиться» от повседневных проблем и забот моей основной деятельности»

Воронин Сергей Павлович – судья Арбитражного суда Свердловской области, председатель 9 судебного состава. Родился в небольшом шахтерском поселке около г. Североуральска Свердловской области. Окончил Свердловский юридический институт и по распределению попал в г. Лесной Свердловской области. Работал в прокуратуре города помощником прокурора. С 1998 г. и по настоящее время судья Арбитражного суда Свердловской области. Общий стаж работы по юридической профессии более 27 лет, судья первого квалификационного класса.

Мы решили рассказать об этом человеке не случайно. Как уже было сказано, Сергей Павлович судья, уже только это одно говорит о том, что свободного времени катастрофически не хватает, поскольку большая его часть уходит на принятие судебных актов и судебные заседания.  При этом, у Сергея Павловича есть хобби, которому несмотря на загруженность он всегда с удовольствием находит время. И поверьте, результат его трудов впечатляет.

Мы взяли интервью у Сергея Павловича, в ходе которого постарались задать вопросы, ответы на которые помогли бы нам понять каким образом Сергею Павловичу удается совмещать, казалось бы, несовместимые вещи: работу судьи и увлечение фотографией.

Из разговора с Сергеем Павловичем мы узнали, что в здании Арбитражного суда Свердловской области состоялось уже 14 экспозиций его фотоотчетов, среди которых изображения озера Байкал, королевства Бутан, Алтая, Монголии, острова Ольхон, города Санкт-Петербурга и других красивых завораживающих взор мест, где удалось побывать Сергею Павловичу. Нельзя не сказать и о том, что Сергей Павлович  - творческая личность и, возможно, это и помогает ему в основной его деятельности.

Добрый день, Сергей Павлович, расскажите, пожалуйста, с чего началось Ваше увлечение фотографией?

С основами фотографии меня познакомил отец, который в 60-х годах прошлого столетия купил фотоаппарат «Зоркий-2С». На то время пришелся рассвет любительской фотографии в бывшем СССР, поэтому фотоаппараты были во многих семьях. Меня очень захватывал таинственный процесс получение изображения на бумаге, особенно волшебный мир темной комнаты (как, правило, чулан или ванная) с тусклым красным светом фотографического фонаря, запахи проявителя и закрепителя, магия появления сначала чуть видных деталей, потом становящихся все более и более четкими и, наконец, сливающиеся в единое изображение.

        В старших классах фотографию вытеснило увлечение музыкой, и следующая моя встреча с фотоаппаратом произошла в Свердловском юридическом институте, на занятиях по криминалистике. Здесь мои начальные навыки фотографии очень пригодились, все задания по этой теме я делал на «отлично». С фотоаппаратом, уже с достаточно неплохой зеркальной камерой «Зенит-ТТЛ», я начинал свою трудовую деятельность в органах прокуратуры. В дальнейшем жизненные перипетии надолго развели меня с фотографией и вновь я вернулся к этому увлечению лишь в конце 90-х годов с появлением цифровых фотокамер. Цифровые технологии намного упростили процесс фотографии, поэтому камера вновь стала моим спутником.

А когда Вы обнаружили любовь к этому замечательному делу?

        По настоящему увлечение фотографией, переросшее затем в более глубокое чувство, пришло уже в зрелые годы, году так в 2005-2006, когда в качестве подарка от жены на день рождение у меня появилась замечательная зеркальная камера «Никон-Д80». Через объектив этого фотоаппарата я как бы заново увидел окружающий мир в его многообразии, с его удивительными красками, постоянно меняющимися сюжетами, которые так хочется сохранить надолго в своей памяти, а лучший способ для этого – фотография.  С этого момента фотография стала моим любимым занятием, которому я стараюсь посвящать все свое свободное время.

         В каком жанре Вы любите работать?

         Я не считаю себя состоявшимся фотографом, я все время учусь, учусь технике фотографии, нарабатываю опыт съемки, в том числе, пробую различные жанры. Поскольку фотографирую только в свободное от работы время, а его исключительно мало, то самый доступный для меня вариант – фотографировать во время отпусков, которые я стараюсь ориентировать на мое увлечение фотографией. Результатом этого стали фотопутешествия, во время которых посредством фотографии я стараюсь рассказать о тех местах, где довелось побывать. Такая фотография совмещает сразу несколько жанров – пейзажная и репортажная фотография.

Мне очень нравится макросъемка, посредством которой можно показать очень удивительный мир растений, насекомых, скрытых, как правило, от обычного взгляда. Люблю я портретную съемку, но особая любовь – это, конечно, натюрморты. Несмотря на то, что традиционно натюрморт относят к самому легкому жанру фотографии, для меня фотографирование натюрморта сродни японскому искусству оригами, или, другое сравнение, искусству пасьянса. «Сложить» натюрморт, выставить свет, чтобы все на фотографии было одним целым, образовывало законченный образом или картину, в которой есть настроение, чувства – этим можно заниматься часами.

            Что является для Вас источником вдохновения?

     Источником является окружающий мир, природа, явления, люди, все для меня крайне интересно. Я стараюсь научиться умению восхищаться сиюминутной красотой природы, пытаясь эти мгновения «ухватить» посредством фотоаппарата, чтобы затем вновь обращаться к увиденному.

А теперь, наверное, самый главный вопрос, как Вам удается совмещать работу судьи и любимое занятие?

           К сожалению, с большим трудом, пока работа в этом соперничестве берет верх. Среди фотографов существует правило – для того, чтобы научиться фотографировать, в день нужно делать не менее сотни кадров. Наверное, я научусь фотографировать лишь в отставке.

Помогает ли вам ваше увлечение фотографией в основной работе?

Конечно. Фотография – отличный способ «переключиться» от повседневных проблем и забот моей основной деятельности, посмотреть на окружающий мир не глазами судьи, делящего всех и вся на две половины – истцы и ответчики, и что с этим связано, а глазами человека, понимающего, как прекрасен мир во всем его многообразии.

Есть ли у вас свои «фото-кумиры», авторы, на чьи работы вы равняетесь или к чьему уровню профессионализма стремитесь? Возможно, вы назовете авторов, чьи работы произвели на вас наиболее сильное впечатление.

         Конечно же, я интересуюсь и историей фотографии, работами признанных мастеров, которые задавали направления развития фотографии с момента ее возникновения, формировали различные школы и жанры. Вместе с тем с большим интересом смотрю работы современных фотографов, и не только профессионалов, но и работы увлеченных фотографией людей.     

         В этой связи мне затруднительно отдать предпочтение кому-либо из  интересных фотографов, даже и признанным «мэтрам» фотографии, мое желание на данный момент - просто научиться хорошо фотографировать, используя в качестве «учебного материала» великое множество качественных фоторабот, при этом не только признанных мастеров.

Сергей Павлович, съемка для вас это процесс заранее распланированный или больше полагаетесь на спонтанность?

         Здесь все зависит от многих факторов, от жанра фотографии, например, натюрморт спонтанно сфотографировать трудно, нужна подготовка. Планировать нужно и фотографирование пейзажа – определить наиболее выгодное место, чтобы включить в кадр какую-либо деталь, чтобы была нужная погода, хороший свет и т.д. Вместе с тем интересный кадр можно сделать и спонтанно, просто нужно поймать удачный момент. Большинство хороших фотографий так и получается – нужно попасть в нужное место в нужное время.

В здании Арбитражного суда Свердловской области расположена экспозиция ваших работ. Как давно она существует? Как появилась идея размещать свои работы? Планируете ли вы в дальнейшем размещать свои работы в здании Арбитражного суда Свердловской области?

        Идея эта пришла после того, как я провел первую выставку своих фоторабот в городе Лесном, где долгое время жил и работал. Было это осенью 2010 года, а провести выставку меня попросили мои родственники и друзья, живущие в этом городе, и посвящена она была моему юбилею.

       О выставке были самые хорошие отзывы, и, «окрыленный успехом», я поделился этим с председателем нашего суда - Цветковой С.А. и у нас родилась идея сделать выставку в нашем суде. Первая выставка в здании суда была воспринята хорошо как сотрудниками суда, так и посетителями нашего здания, поэтому было решено сделать эту экспозицию постоянной, меняя тематику.

          С тех пор было проведено 14 различных выставок, или как я их называю фотоотчетов на разный темы. В основном, это иллюстрации к моим путешествиям, это маленькие рассказы о нашем большом и интересном мире.

            Удалось ли вам организовать фотовыставки своих работ вне своего рабочего места?

            Поскольку фотография – не основное дело моей жизни, цели выставлять свои работы я не преследую, фотографируя в основном для себя, для своих друзей и близких. Вместе с тем, помимо нашего суда, мои фотографии выставлены в здании Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга, несколько раз работы выставлялись в помещении фотосалона «Е-Фото», где я печатаю фотографии.

            Из чего, по-вашему, состоит действительно качественный кадр?

Качественный кадр – это кадр с содержанием, когда удается поймать настроение, чувства, передать состояние природы, сделать фотографию такой, чтобы она заставляла о чем-то подумать, поразмышлять вместе с автором.

Сергей Павлович, как Вы считаете, чем схожа работа фотографа и художника, пишущего картины?

Схожесть, я думаю, в том, что разными выразительными способами в обоих случаях достигается одна цель – в статичной форме отобразить уплывающее время, отразить в работе мгновение с тем, чтобы потов вновь и вновь к нему возвращаться. «Прямая» фотография, то есть такая, когда фотограф запечатлевает то, что он видит перед собой, не вмешиваясь в окружающую действительность и не придумывая ситуаций, чтобы их изобразить, очень похожа на то, как пишет свою картину с натуры художник. Другой вид фотографии в самых разных ее формах, так называемая «сделанная», а правильнее, постановочная или игровая фотография, еще более сближает работу фотографа с творчеством художника. Недаром и называют этих людей одинаково – художник и фотохудожник.

Бывает так, что вы гуляете по улице и профессиональным взглядом "ловите" интересные кадры?

         Конечно же, поскольку я фотографией я «дружу» уже достаточно давно, взгляд постоянно «выхватывает» из многообразия постоянно меняющихся картинок окружающего мира наиболее интересные с точки зрения композиции, освещения, необычности момента и всего того, что может сделать фотографию интересной для зрителя. Даже время суток я уже начинаю делить на время, подходящее для сьемок, и на все остальное.

Сергей Павлович, поделитесь фирменным фото – секретом с нашими читателями.

Секретов никаких нет, нужно просто брать в руки камеру и снимать, снимать и снимать. Нужно понимать, что во многом основным средством влияния на зрителя является естественная красота; но есть и такие кадры, которые рождают в нас и некоторые другие чувства, иногда даже целую их гамму, так вот сделать такую фотографию, это и означает разгадать ее секрет. Недаром фотографы шутят, что действительно хорошая фотография показывает не то, что сейчас попало в кадр, а то, что в него не попало.

Сергей Павлович, спасибо Вам за предоставленную возможность рассказать нашим читателям про ваше хобби. Желаем вам дальнейших успехов!

 

Вопросы задавала Алена Грачева, пресс-секретарь Арбитражного суда Свердловской области

Сервис временно не доступен