Рекомендации по итогам проведения круглого стола «Медиация – альтернативный способ урегулирования споров в предпринимательской деятельности. Использование примирительных процедур в работе Уполномоченных по защите прав предпринимателей»
VI Международный форум «Юридическая неделя на Урале»
РЕКОМЕНДАЦИИ
по итогам проведения круглого стола
«Медиация – альтернативный способ урегулирования споров в предпринимательской деятельности. Использование примирительных процедур в работе Уполномоченных по защите прав предпринимателей»
Участниками круглого стола 21 октября 2014 года стали: Председатель Арбитражного суда Свердловской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области, судьи арбитражных судов (в режиме видеоконференции), Уполномоченные по защите прав предпринимателей субъектов Российской Федерации, представители: Прокуратуры Свердловской области, ФНС, ФАС, Росреестра, Роскадастра по Свердловской области, Аппарата Правительства Свердловской области, министерств Свердловской области; представители Администрации муниципальных образований в Свердловской области; представители субъектов малого и среднего предпринимательства; представители общественных объединений предпринимателей; практикующие медиаторы, руководители центров медиации г. Екатеринбурга (список участников прилагается).
В интерактивном обсуждении наиболее значимых аспектов, влияющих на применение или отказ от применения переговоров и иных примирительных процедур в спорах с участием органов публичной власти были обозначены следующие проблемы:
- не очевидна возможность использования внесудебных примирительных процедур в случаях, когда задеты «публичные интересы» (пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»);
- риски для публичных органов быть обвиненным в коррупции, из-за отсутствия утвержденных регламентами процедур внесудебного урегулирования споров,
- невозможность оплатить услуги профессиональных медиаторов,
- жесткая регламентация действий отдельных органов государственной власти во взаимодействии с организациями (например, налоговые органы имеют существенные ограничения в возможности заключения соглашений с налогоплательщиками),
- отсутствие среди показателей оценки эффективности деятельности руководителей органов публичной власти критерия «объем средств бюджета ГРБС, выплаченный в связи с судебными издержками, по делам, решенным не в пользу органа».
Также участниками был обсужден мировой опыт внедрения и применения примирительных процедур (по принципу «от практики в законодательство»), отмечены положительные стороны использования переговорных процедур:
- максимальный учет интересов двух сторон,
- социальные и репутационные приобретения, укрепление доверия к органам публичной власти
- полное добровольное исполнение сторонами достигнутых договоренностей,
- повышение инвестиционной привлекательности, улучшение предпринимательского климата,
- экономия бюджетных ресурсов за счет снижения уровня судебных издержек.
Осознавая преимущества применения переговорных и иных примирительных процедур, в том числе медиации, при взаимодействии органов публичной власти и субъектов предпринимательской деятельности, а также отсутствие прямого запрета в действующих нормативных правовых актах на разрешение споров указанными способами, участники обсуждения рекомендуют:
- Развивать рекомендованные организаторами круглого стола Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Свердловской области Е.Н. Артюх и Председателем Арбитражного суда Свердловской области С.А. Цветковой альтернативные способы урегулирования споров в предпринимательской деятельности.
- Судьям Арбитражных судов субъектов РФ познакомиться с опытом работы комнаты примирения Арбитражного суда Свердловской области, программами обучения судей медиативным технологиям, учитывать возможность утверждения мировых соглашений при рассмотрении споров органов публичной власти с предпринимателями (в 2014 году было утверждено 137 мировых соглашений).
- Территориальным органам федеральных органов власти шире использовать возможные в пределах закрепленных полномочий примирительные процедуры и внесудебные способы разрешения правовых споров (например, при реализации антимонопольного законодательства – предупреждения, как способ реагирования на негрубые нарушения; при реализации налогового законодательства – процедуры запроса документов и разъяснений; органам прокуратуры – рассмотрение спорных ситуаций на заседаниях сформированного Общественного совета по защите прав предпринимателей).
- Правительству Свердловской области:
- организовать проведение систематического мониторинга объемов средств областного (местных) бюджетов, уплаченных в виде судебных издержек в спорах органов публичной власти и субъектов предпринимательской деятельности;
- рассмотреть возможность включения в план подготовки государственных (муниципальных) служащих обучение на курсах медиации; введение в штатные расписания специалистов по организации внесудебного урегулирования споров;
- рекомендовать Министерствам Свердловской области, имеющим большую судебную практику с субъектами предпринимательской деятельности, изучить возможность разработки Административных регламентов досудебного урегулирования возникающих споров.
- Главам муниципальных образований в Свердловской области в целях улучшения предпринимательского и инвестиционного климата развивать альтернативные инструменты урегулирования споров посредством:
- активизации работы координационных (совещательных) органов по развитию малого и среднего предпринимательства при Главах муниципальных образований4
- разработки и утверждения Административных регламентов досудебного урегулирования возникающих с субъектами предпринимательской деятельности споров;
- обучение и введение в штатные расписания специалистов по организации внесудебного урегулирования споров.
- Уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах РФ:
- обучаться медиативным техникам и применять их на практике, особенно при работе с жалобами субъектов предпринимательской деятельности;
- работая с жалобами, при наличии оснований для защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, по возможности организовывать переговоры с органами публичной власти для урегулирования спорной ситуации;
- заключить соглашения с медиаторами и организациями, оказывающими услуги по проведению процедур медиации, для обеспечения возможности субъектам предпринимательской деятельности обращения за консультациями и проведению примирительных процедур.
Настоящие рекомендации направить всем заинтересованным лицам.
Артюх Е.Н.,
Уполномоченный по защите прав предпринимателей
в Свердловской области
Цветкова С.А.,
Председатель Арбитражного суда
Свердловской области
Опубликовано: 15.12.2014 06:47 Обновлено: 10.02.2023 17:02